Потребителю Предпринимателю Наёмному работнику Инвестору

Система измерения КСО российских компаний

23.07.2014

Приглашаем Вас принять участие в Проекте «Система измерения корпоративной социальной ответственности российских компаний» (далее «Проект СИКСОРК»).

Проект СИКСОРК реализуется Автономной некоммерческой организацией «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей» (далее «Центр») при сотрудничестве и поддержке Санкт-Петербургского государственного университета, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и других организаций.

Актуальность Проекта СИКСОРК

Социальная ответственность и этичность бизнеса являются одними из основных принципов долгосрочного процветания компаний.

Концепция корпоративной социальной ответственности (corporate social responsibility) появилась в 1950-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой в контексте изучения сложных взаимоотношений между крупным бизнесом и обществом. Постепенно термин КСО стал общепринятым: корпорации стали создать свои программы в области социальной ответственности и публиковать ежегодные социальные отчеты, рассказывающие об этой деятельности. В университетах и школах бизнеса появились обязательные учебные курсы по корпоративной социальной ответственности и этике бизнеса, которые ставили своей задачей развитие необходимых компетенций у будущих менеджеров.

В настоящее время ни одна успешная западная компания не обходится без использования различных инструментов управления корпоративной социальной ответственностью, таких как этические кодексы, диагностические методы, тренинги, социальные программы, социальные отчеты и т.п.

Несмотря на то, что многие крупные компании России уже публикуют свои социальные отчеты и присоединяются к международным инициативам в данной области (например, проект «Глобальный договор» между обществом и бизнесом, разработанный ООН), в нашей стране до сих пор нет собственного национального проекта в данной области. При этом Минэкономразвития РФ в начале 2014 года внес в Правительство РФ концепцию постепенного перехода компаний на обязательный отчет по результатам их деятельности в социальной сфере.

Таким образом, существует значительная лакуна в области этики бизнеса и социальной ответственности, которая требует эффективного решения, разработанного с учетом российского опыта и реалий. Кроме того, повышение социальной ответственности бизнеса является одним из элементов государственной политики по отношению к бизнесу как на уровне Санкт-Петербурга, так и на федеральном уровне, поэтому можно ожидать, что разумная и эффективная инициатива в данной области будет с готовностью одобрена и поддержана государственными органами.

Проект СИКСОРК включает в себя:

1) разработку универсальной методики измерения добросовестности (этичности) действий компании по отношению к ее заинтересованным сторонам: потребителям, поставщикам, работникам и т. д.;
2) разработку методики расчета индекса добросовестности, которая позволит присваивать компаниям рейтинг добросовестности (подобно кредитному рейтингу);
3) разработку веб-платформы для автоматизированного сбора и обработки данных для измерения и расчета индекса добросовестности;
4) рекомендации компаниям по выстраиванию эффективных отношений с заинтересованными сторонами с целью повышения своего индекса добросовестности.

Описание методики Проекта СИКСОРК

Общая идея измерения добросовестности в данном проекте базируется на концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), которая предполагает удовлетворение ожиданий всех заинтересованных сторон.

Принципиальным отличием данной концепции измерения добросовестности является то, что в ней не предполагается построение какой-либо системы объективных показателей добросовестности, например, различных показателей качества продукции, уровня заботы о работниках и т. п. Такая система является слишком дорогостоящим проектом, который при этом не гарантирует корректных результатов. Объективных характеристик может быть чрезвычайно много для каждой заинтересованной стороны, причем для различных рынков и отраслей набор этих объективных характеристик будет разным. Построение единого индекса, который сможет некоторым обоснованным образом объединить все эти показатели в одну формулу, представляется нереалистичным даже для одной отрасли.

Вместо этого предполагается положить в основу индекса добросовестности гипотезу о рациональности заинтересованных сторон, согласно которой каждая заинтересованная сторона конкретной компании сама знает о реальном наборе объективных характеристик добросовестности в ее конкретном случае и сама может дать общую оценку того, насколько компания соответствует этим характеристикам. Причем, согласно данному предположению, заинтересованная сторона может дать эту оценку гораздо лучше, чем кто-либо другой.

Таким образом, задача измерения добросовестности решается просто: мы спрашиваем заинтересованную сторону, насколько она считает поведение компании по отношению к ней добросовестным, и получаем готовый показатель, который можно использовать при расчете индекса.

Подобная система оценки добросовестности (социальной ответственности) бизнеса, основанная на выявлении мнения самих заинтересованных сторон о том, насколько компания удовлетворяет их ожиданиям, является гораздо более объективной и независимой, чем система, основанная на учете мнений конкурсной комиссии (как в других подходах измерениях этичности в различных конкурсах) или учете мнения самой компании (напр., через нефинансовую или социальную отчетность). Чем в большей степени компания удовлетворяет ожиданиям заинтересованных сторон, тем в большей степени она является добросовестной (социально ответственной).

В концепции КСО обычно фигурируют семь основных типов заинтересованных сторон: потребители, поставщики, работники, местное сообщество, конкуренты, собственники и государство. В данном проекте важнейшим условием является сравнимость индекса добросовестности компаний из разных отраслей, поэтому для расчета индекса предлагается задействовать только пять основных групп заинтересованных сторон, которые есть в абсолютно любой отрасли:
1) потребители,
2) поставщики,
3) работники,
4) местное сообщество,
5) конкуренты.

Разрабатываемая методика будет состоять из нескольких этапов или задач:

1) получение контактной информации представителей заинтересованных сторон,
2) формирования репрезентативной выборки представителей одной и той же заинтересованной стороны,
3) выявления мнения заинтересованных сторон с помощью специально сформулированных вопросов или анкеты,
4) расчет индексов,
5) формулирование рекомендаций для компании по улучшению ее показателей.

Реализация Проекта СИКСОРК

Непосредственную реализацию проекта осуществляют специалисты Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, а также сотрудники Автономной некоммерческой организации «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей», имеющие большой опыт в области этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности, в том числе:

Сторчевой М. А. — кандидат экономических наук, преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ (читаемые курсы: «Этика бизнеса», «Корпоративная социальная ответственность»), постоянный участник международных конференций European Business Ethics Network и Society for Business Ethics;

Афанасьев Д. В. — Генеральный директор АНО «ЕИЦСООиДП», эксперт – конфликтолог, медиатор, фасилитатор в экономических и социально-экономических конфликтах (в бизнесе и негосударственном секторах), экономист, психолог. Член комиссии по этике и социальной ответственности Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, организатор конкурса «Этичный бизнес», проводимого в рамках городского конкурса «Сделано в Петербурге», эксперт конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга» в номинации «Вклад в формирование социально ответственного бизнеса».

Что получает Ваша Компания:

1. Участие в пилотном исследовании позволит выявить сложные участки во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами, которые оказывают неблагоприятное влияние: понижают лояльность контрагентов (в том числе и клиентов), ухудшают деловую репутацию, снижают производительность и т. п.
По итогам исследования Компании будут предоставлены рекомендации по улучшению и инструменты для мониторинга этих отношений в будущем от ведущих специалистов Санкт-Петербурга в области корпоративной социальной ответственности.
2. Финансовая поддержка разработки методики позволит связать имя Компании с новым общественно значимым проектом, который поддерживается властями Санкт-Петербурга и является основой для планируемого общегородского, а потом и общероссийского конкурса добросовестности бизнеса. Участие компании в разработке методики будет упоминаться во всех документах и на веб-сайте Проекта, что может стать прекрасным способом укрепления репутации компании как социально ответственного и добросовестного представителя большого бизнеса.

Вид требуемой помощи:

Для разработки методики и проведения пилотного исследования необходима финансовая и организационная поддержка.

Форма финансовой поддержки: целевое пожертвование. Все поступившие финансовые средства будут использованы строго по назначению, указанному жертвователем; при необходимости жертвователю будет предоставлен отчет.

Наиболее предпочтительный размер пожертвования составляет от 1 млн. руб.

Организационная поддержка заключается в непосредственном участии компании в проводимом исследовании.
Стоимость участия составляет от 200 тыс. руб. Окончательная стоимость определяется индивидуально с каждым Участником.

О желании принять участие в Проекте СИКСОРК просим Вас сообщить в адрес АНО «ЕИЦСООиДП» по указанным ниже контактам.

Контактная информация

АНО «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей»
Адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, оф. 46.
Тел./факс 8 (812) 645-67-49, 8 (812) 274-18-41
Моб.тел. 8 (812) 957-18-75 (контактное лицо Марченко Наталия Владимировна)
Сайты: https://akmeinfo.ru/
Электронная почта:

Реквизиты для перечисления пожертвований

Полное наименование: Автономная некоммерческая организация «Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей»
Сокращенное наименование: АНО «ЕИЦСООиДП»
ИНН: 7842290688
КПП: 784201001
ОРГН: 1127800008335
Адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.65, лит. Б, оф. 46
Р/сч 40703810002100000542 в ОАО АКБ «АВАНГАРД»
БИК: 044525201
ИНН: 7702021163

Благодарим Вас за уделенное время и надеемся на долговременное и плодотворное сотрудничество.

С глубоким уважением, Генеральный директор АНО «ЕИЦСООиДП» Д. В. Афанасьев