Потребителю Предпринимателю Наёмному работнику Инвестору

Что такое этика бизнеса?

Этика бизнеса (business ethics) – это научная и практическая дисциплина, преподаваемая во многих университетских школах бизнеса и посвященная принципам этичного поведения компаний и их менеджеров. Как появилась и развивалась данная дисциплина?

В конце XIX – начале XX вв. в США появляются первые школы бизнеса как реакция образовательной системы на рост бизнеса и потребность в управленческих кадрах. Практически одновременно с первыми школами бизнеса начинает зарождаться и этика бизнеса как учебный предмет. На первом этапе ее изучение и преподавание носит очень несистематический характер: у нее еще нет своего имени, своей литературы, она не воспринимается как фундаментальный и хорошо понятный компонент учебной программы. Так, уже в 1898 г. учебном плане только что созданной Школы бизнеса им. Хааса (Калифорнийский университет) значился курс под названием «Philosophical Studies: History and Principles of Commercial Ethics», хотя, как пишут историки, неизвестно, что это был за предмет и преподавался ли он вообще. Между тем факты говорят о том, что тема деловой этики была актуальна: сразу после первой мировой войны владелец крупного розничного магазина пожертвовал этой школе бизнеса крупный грант на систематическое преподавание курса по «этике торговли» (Morals of Trade). В 1926 г. выходит одна из первых книг на эту тему под названием «The Ethics of Business: A Study of Current Standards» (автор Эдгар Хирманс) посвященная важности этических кодексов для повышения поведения компаний. Однако все это остается весьма несистематической деятельностью.

Затем следует Великая Депрессия, Вторая мировая война, и к нормальному развитию капиталистическая экономика возвращается только в 1950-х гг. В это время начинается еще более бурный рост крупных компаний и начало их активной интернационализации. У публики возникает интерес к угрозам, с которыми связана ничем не контролируемая деятельность новой общественной силы – корпораций – в результате чего начинает формироваться идея корпоративной социальной ответственности бизнеса (см. подробнее ниже).

В 1960-х гг. в школах бизнеса можно часто встретить курсы с названием типа Social Issues in Management, однако у этих курсов еще весьма слабая этическая компонента (преподаватели не используют нормативных этических теориц), они не имеют собственной терминологии, концепций, и т. п. В это же время на других факультетах университетов уже активно формируется новая прикладная дисциплина – медицинская этика – которая будет в некотором роде прообразом для последующего развития этики бизнеса.

В 1970-х гг., как пишет Р. Де Джордж, идея формирования этики бизнеса как отдельной дисциплины уже витала в воздухе, и во второй половине этого десятилетия началась ее быстрая институционализация. Основную роль на первом этапе сыграли философы. В ноябре 1974 г. (иногда эта дата считается днем рождения этики бизнеса) по следам недавних корпоративных скандалов была проведена первая конференция по этике бизнеса, организованная Канзасским университетом, где и работал в качестве профессора философии сам Де Джордж. В 1977 и 1978 гг. он и другой известных философ Норман Боуи опубликовали первые подробные программы курсов по этике бизнеса, которые сразу же стали чрезвычайно популярны и востребованы в университетах по всей Америке. В 1979 г. вышли сразу три хрестоматии по этике бизнеса [3], а в 1981 г. Р. Де Джордж и М. Веласкес одновременно издают два первых учебника по этике бизнеса [4].

Одновременно с этим у этики бизнеса возникают другие атрибуты самостоятельной дисциплины – профессиональные ассоциации и академические журналы. В 1982 г. начинает издаваться первый специализированный академический журнал по этике бизнеса The Journal of Business Ethics. В 1980 г. преимущественно американскими философами создается Society for Business Ethics – одна из первых профессиональных ассоциаций в данной дисциплине, которая в 1991 г. начинает издавать свой журнал Business Ethics Quarterly. В 1987 г. создается европейская ассоциация European Business Ethics Network. Позже появляются другие журналы и ассоциации. В настоящее время этика бизнеса уже является полноправным представителем социальных и управленческих наук.

Что же представляет собой этика бизнеса как научная и учебная дисциплина сегодня? Единой общепринятой структуры этого предмета не существует (чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на оглавления основных учебников). Наблюдается лишь более или менее общее согласие о том, что существует нормативная этика бизнеса, которая отвечает на вопрос о том «Как должны себя вести компании или менеджеры», и позитивная этика бизнеса, которая отвечает на вопрос «Как в реальности ведут себя компании и их менеджеры». При этом нормативная этика бизнеса базируется на использовании различных альтернативных подходах в теоретической этике: утилитаризме, деонтологии Канта, теории справедливости Ролза, этики добродетелей и т. п. А позитивная этика бизнеса представляет собой применение экономической теории, социологии или психологии для описания и объяснения реального поведения бизнесменов в той или иной компании, отрасли или стране.
В чем же тогда отличие этики бизнеса от данных предметов? Не является ли она просто повторением того, что уже известно в моральной философии, экономике, социологии и психологии? Здесь можно сделать два важных замечания.

Во-первых, этика бизнеса является многодисциплинарной прикладной наукой и заимствует инструменты анализа других наук для изучения своего особого предмета – поведения людей в области бизнеса. Именно предмет исследования, а не используемые методы, отличает этику бизнеса от перечисленных выше дисциплин. Этот предмет более сфокусирован на конкретных проблемах из жизни компаний, которые современных экономистов или социологов либо не интересуют совсем, либо интересуют совсем не в том практическом ключе, который важен для менеджеров и выработке подходов к управлению бизнесом. Например, проблема справедливости в оплате труда, которая является одной из актуальнейших областей этики бизнеса. Крупная американская компания платит своим работникам в Никарагуа в сотни раз меньше, чем своему американскому персоналу. Менеджеры банков получают бонусы, которые в сотни и тысячи раз превосходящие зарплату рядовых сотрудников этих организаций. Справедливо ли это? Как компаниям необходимо вести себя в данной области, чтобы не быть обвиненным в несправедливости, но при этом остаться прибыльными в условиях жесткой конкуренции? Вот основной дискурс этики бизнеса, который отличает ее от других социальных наук.

Во-вторых, несмотря на то, что этика бизнеса в большинстве случаев заимствует уже «готовые» подходы в моральной философии, есть несколько концепций, которые были разработаны внутри этики бизнеса и представляют собой ее собственный язык. Другими словами, этика бизнеса выработала свою мета-этику как систему базовых концепций для описания предмета своего анализа. К наиболее известным компонентам этого языка относится теория корпоративной социальной ответственности, теория заинтересованных сторон и интегральная теория общественного договора.