Потребителю Предпринимателю Наёмному работнику Инвестору

Теория заинтересованных сторон

Одним из оригинальных и продуктивных шагов в развитии теории КСО стала концепция заинтересованных сторон, предложенная Э. Фрименом (E. Freeman) в 1984 г. В английском названии данной концепции используется термин stakeholder, образованный по аналогии с термином stockholder (по-видимому, это выражение использовалось сообществом уже какое-то время до публикации Фримена, но именно он ввел его в статус теории). Смысл данной игры слов заключается в том, что ранее менеджеры корпорации преследовали цели «держателей акций» (stockholders), но это не совсем справедливо, потому что существуют еще и другие «держатели интереса» (stakeholders), благосостояние которых сильно зависит от действий корпорации или которые сами могут сильно влиять на благосостояние корпорации. (Соответственно, иногда на русский язык этот термин переводят как стейкхолдер, но игра слов при этом в русском языке не воспроизводится, поэтому более естественным кажется вариант «заинтересованная сторона»). Ключевой этической идеей данной теории заключается мысль о том, что менеджеры должны начать управлять компанией в интересах всех заинтересованных сторон, а не только акционеров.

Заметим, что данная теория является не альтернативой по отношению к теории корпоративной социальной ответственности, а только удачным терминологическим дополнением. Дело в том, что «общество», перед которым несет ответственность компания в теории КСО, является слишком неконкретным понятием, затрудняющим формулировку точных пределов этой ответственности.

Строго говоря, невозможно сформулировать четкие принципы ответственности перед обществом в целом. Концепция заинтересованных сторон предложила рассматривать конкретных представителей этого общества: работников, потребителей, поставщиков, местное сообщество и т. п. На каждого из этих представителей компания влияет вполне конкретным образом и, следовательно, можно установить конкретные пределы ответственности перед этим представителем. Другими словами, концепция «заинтересованной стороны» персонифицировала и сделала более содержательным понятие «общества» в теории КСО. Данная концепция стала удачным развитием терминологии КСО, и сейчас практически любой учебник по этике бизнеса и любой исследователь в данной области пользуется термином «заинтересованная сторона».

Существовали попытки на базе концепции заинтересованных сторон пересмотреть всю теорию фирмы. Ведь данная концепция ставит под сомнение традиционное понимание владельцев фирмы как единственных принципалов, в интересах которых их агенты (менеджеры) управляют фирмой. Все заинтересованные стороны могут рассматриваться как принципалы менеджеров. Соответственно, менеджеры могут вести себя несправедливо (оппортунистически) по отношению к любой из заинтересованных сторон. Каким образом это поведение можно устранить?

Одно из первых решений данной проблемы предложил в 1984 г. О. Уильямсон, который заметил, что если не работает двусторонняя контрактная система защиты поставщика, который инвестировал в специфические активы, то необходимо включать представителя поставщика в совет директоров фирмы. На эту публикацию откликнулся основатель теории заинтересованных сторон Э. Фримен, который заявил, что не только поставщик, но и любая заинтересованная сторона имеет специфические активы в отношениях с фирмой и таким образом должна быть представлена в совете директоров, а само понятие фирмы нужно изменить с «пучка контрактов» на «серию многосторонних контрактов между заинтересованными сторонами».

Эта новая концепция фирмы встретила серьезную критику представителей экономической теории. М. Дженсен обратил внимание на то, что ответственность менеджера перед многими принципалами делает модель фирмы неуправляемой и порождает возможность еще большего оппортунизма. Работа менеджера может эффективно оцениваться и поощряться на основании только одного показателя – прибыли.

Тем не менее, в литературе по КСО стали появляться попытки развития нового взгляда на фирмы через призму ее отношений с заинтересованными сторонами. Например, в 2002 г. Дж. Пост, Л. Престон и С. Сакс предложили концепцию расширенной корпорации (extended corporation). В 1990-х гг. термин «расширенное предприятие» (extended enterprise) использовала компания Chrysler для обозначения своего альянса с поставщиками, которым отводилась активная роль в координации деятельности компании. Пост, Престон и Сакс распространили эту концепцию на все заинтересованные стороны. Они нарисовали модель из трех концентрических кругов, на которых расположили все заинтересованные стороны по степени их важности, и предложили всю эту конструкцию называть расширенной корпорацией, подчеркивая, что именно взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами, а не простые рыночные контракты, составляют организационное богатство (organizational wealth) фирмы.

Однако новый взгляд на корпорацию с точки зрения заинтересованных сторон не решал и не мог решить общей проблемы данной теории: каковы нормативные принципы согласования интересов заинтересованных сторон? Каково справедливое распределение ресурсов компании между защитой интересов различных заинтересованных сторон? Ответы на эти вопросы по-прежнему может предложить только моральная философия и ее традиционные подходы в лице утилитаризма, деонтологии и др.